Психологическое воздействие цвета
Эмоциональное, или психологическое воздействие цвета не так
легко проанализировать, как физиологические процессы, возникающие в результате
цветовосприятия, а между тем большинство из нас отдает предпочтение
определенным цветам и считает, что цвет влияет на настроение. Многие находят
затруднительным жить и работать в помещениях, цветовое оформление которых
кажется им неудачным. Цвета разделяют на сильные и слабые, успокаивающие и
возбуждающие, даже на тяжелые и легкие.
Хотя отношение к цвету во многих случаях носит чисто субъективный характер,
исследования показывают, что существуют и общие точки зрения. Но мы без труда
забываем о своем отношении к цвету под влиянием других ощущений, и границы,
которые мы проводим, приписывая тому или иному цвету определенное качество,
условны и расплывчаты, поэтому ученые часто получают во время опытов
противоречивые данные.
Так, лабораторные опыты, проводившиеся еще в 1907 году, показали, что люди
сходятся во мнении относительно условного веса цветов. Красный был признан
самым тяжелым, за ним шли равные по весу оранжевый, синий и зеленый, затем —
желтый и последним — белый. Пары цветных пятен одинаковой формы казались
неустойчивыми, если сверху располагался «тяжелейший» цвет. Однако это
зрительное впечатление не настолько сильное, чтобы повлиять на представление
человека о весе различных цветных предметов, которые он берет в руки.
Цвет изменяет наше представление о действительных размерах
предметов, причем цвета, которые кажутся тяжелыми, уменьшают эти размеры. Из
равновеликих квадратов самым маленьким кажется красный, синий — побольше, белый
— самым большим. Французский трехцветный флаг обычно представляет собой синюю,
белую и красную вертикальные полосы одинаковой ширины. А на кораблях
соотношение этих полос меняют — 33:30:37, чтобы на расстоянии они казались
равными.
Знакомая классификация цветов на теплые и холодные не очень-то совпадает с
нашей оценкой реальной температуры. Во время одного опыта люди брали в руки
синий или зеленый стержень, нагретый до 42° С, и он казался им теплее красного
или оранжевого стержня, нагретого до той же температуры. Опыт, целью которого
было определить, вызывает ли теплый свет в комнате ощущение тепла или уюта,
показал, что теплое освещение ни в коей мере не может заменить систему
отопления.
Психологи, занятые в промышленности, изучают воздействие цвета на
производительность труда рабочих. Утверждают, что в туалетах,
выкрашенных красной краской, рабочие проводят меньше времени, чем в туалетах,
выкрашенных синей краской. Обезьяны, и это убедительно доказано, при наличии
выбора проводят меньше времени в помещениях с красным освещением, чем в
помещениях, где свет имеет другую окраску. Высказывалось предположение, что
причина не столько в предпочтении других цветов красному, сколько в ускорении
действия «биологических механизмов» животных при красном свете: обезьянам
кажется, что они пробыли в условиях красного освещения гораздо дольше, чем на
самом деле. Но если человеческие «механизмы» и действуют так же, это никак не
отражается на способности людей оценивать, какой отрезок времени они провели при
том или ином освещении.
Когда испытуемых просят медленно нарисовать полукруг, при зеленом свете у них
это получается лучше, чем при красном, который вызывает усиление дрожи в руке,
как и в том случае, когда испытуемого просят держать иголку в небольшом отверстии,
не касаясь краев этого отверстия. Представляется, что распространенное мнение о
возбуждающем действии красного света верно, так как он повышает электрическую
проводимость кожи, определяющую потовыделение. В то же время красный свет не
оказывает сколько-нибудь значительного влияния на частоту пульса или дыхания.
Здесь, как и во многих других областях цветопсихологии, мы имеем дело с
противоречивыми данными. Для целого ряда ручных операций, а также для
большинства умственных процессов цвет светового потока не имеет, очевидно,
никакого значения.
На протяжении уже многих веков художников и писателей волнует проблема эстетического
воздействия цветов и одиночных, и в сочетаниях. В этой области
проведено всего несколько серьезных исследований, но их результаты говорят об
удивительной степени совпадения мнений различных людей о цвете. Разглядывая
образцы одиночных цветов на нейтральном сером фоне, люди обычно отдают
предпочтение синим тонам — от сине-зеленых до пурпурно-синих. Меньше других
нравится зеленовато-желтый цвет. Независимо от цвета отдается предпочтение
светлым тонам. Исследователи просили испытуемых определить также
привлекательность цветовых пар и обнаружили, что людей привлекают резко
контрастные цвета, а еще больше — цвета, отличающиеся по насыщенности и
яркости. Исходя из этих симпатий и антипатий к одиночным цветам и цветовым
парам, можно до некоторой степени точно предсказать впечатление, которое
произведет на человека цветная абстрактная композиция. Некоторые психологи
считают, что отношение к цвету на таком примитивном уровне имеет биологическую
основу и оказывает влияние на более сложные эстетические суждения человека о
картине или фотографии как цветовой композиции.
Нас, конечно же, поражает не общность функций цвета в различных
культурах, а их несхожесть. Во многих странах, например, белый цвет —
традиционно свадебный, а в некоторых — траурный. Европейца или американца не
удивит, что в костюмах и гриме вьетнамских оперных актеров красный цвет
символизирует гнев, но он ни за что не догадается, что белый цвет — символ
предательства, а черный — смелости. Тем не менее тщательные исследования
показывают, что во многих случаях люди в разных странах мира реагируют на цвет
одинаково. Красный, желтый, зеленый и синий — «фокусные» цвета для человечества.
Именно эти цвета предпочитают дети, пока не начинают говорить, и избегают
«пограничных» цветов, лежащих между ними. Названия «фокусных» цветов первыми
появляются в речи. Более того, если расположить языки в порядке сложности их
цветовой терминологии, выясняется, что названия цветов следуют друг за другом в
определенной последовательности. У некоторых народов, в частности, в Новой
Гвинее, есть только два «основных» цветовых термина, обозначающие черный и
белый, или темный и светлый тона. Другие цветовые термины — неосновные, потому,
например, что они связаны с обозначением конкретных предметов.
Безусловно в таком языке, как английский, существует гораздо больше названий
цветов, но малиновый, например, нельзя считать основным, поскольку он входит в
состав красного, а такие слова, как «блондин», не принимаются во внимание,
поскольку они относятся к определенным видам предметов или материалов, подобно
цветовым терминам, связанным с обозначением конкретных предметов в менее
развитых языках. Соответствующие цветовые термины в разных языках не
обязательно охватывают один и тот же цветовой диапазон. Но «центры» этих
диапазонов всегда совпадают.
У многих людей цвета ассоциируются с другими ощущениями.
Так, поэт Рембо считал, что у каждой гласной есть свой цвет: А — черная, Е —
белая, I — красная, О — синяя, U — зеленая. А Римскому-Корсакову казалось, что
в свой особый цвет окрашены различные музыкальные тональности: до мажор — в
белый, ре мажор — в желтый, ми мажор —в синий, фа мажор — в зеленый.
Оставив в стороне сугубо личное восприятие цвета, можно все же сказать, что
вообще людям свойственно приписывать цветам некоторые качества. Выбор качества
зависит в некоторой степени от особенностей культуры и образа жизни. Опрос по
схеме «хороший-плохой» показал, что в Азии к белому цвету относятся с большим
почтением, чем на Западе. Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде
— возможно, причины этого кроются в религии. А в странах с засушливым климатом
зеленый цвет считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у
«значений», которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт, нежели
различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми цветами, а
красный — сильным и активным. Синий почти повсюду расценивают как «хороший»
цвет. В своем восприятии цвета и отношении к нему люди, по-видимому, очень
похожи друг на друга.
|