Мир психологии
Понедельник, 06.05.2024, 14:26
Библиотека
Информация для всех [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог статей
Главная » Статьи » Интересное в психологии » Информация для всех

Сказкотерапия
Что любят все дети и куда не прочь иногда попасть и сами взрослые? Конечно же, в сказку! Именно сказки будят нашу фантазию и воображение, мы с персонажами учились отличать добро от зла, верность от предательства, искренность от лживости.

Известные психотерапевты-аналитики рекомендуют начинать работу со взрослым клиентом именно со сказок. Есть знаменитая методика: человека просят назвать три его любимых сказки, а потом аналитик разбирает их. Первая сказка расскажет нам о том КТО наш клиент, вторая – В ЧЁМ его ПРОБЛЕМА, третья – КАК он ЕЁ РЕШАЕТ. Задумайтесь только, столько информации нам даёт банальное перечисление сказок. Спросите как такое может быть? Отвечу. Это всё наше подсознание, мы с самого детства по мотивам любимых сказок выбираем свою модель поведения на всю свою жизни, мы выбираем модель поведения для тех или иных ситуаций и решения проблем, мы стараемся быть похожими личностными качествами на любимого героя.

Также в последнее время всё чаще и чаще психологи и психотерапевты используют терапевтические сказки, притчи и метафоры для решения психологических проблем детей. Феноменом данной терапии является то, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребёнка воспринимает буквальное содержание сказки как вымышленное, ребёнок сопереживает главному герою, подсознательно отождествляя себя с ним, и даже, когда узнаёт свою проблему, он всё равно думает, это всё не про меня, это же сказка, всё понарошку. Подсознание же «верит» всему услышанному и задаёт нужную программу изменений взглядов, позиций, поведения и переоценку ценностей. Комплексная сказкотерапия представляет собой психологическую диагностику, коррекцию и профилактику.

Сказки могут быть как стандартные, так и составлены индивидуально под определённую проблему, учитывая особенности ребёнка. Хочу обратить особое внимание на вторую категорию сказок. Для того чтоб составить её необходимо определить положительный качества и увлечения ребёнка, а в последующем наделить этим же главного героя сказки.

Далее я приведу примеры индивидуальных сказок и в разрешении каких проблем они применяются.

Сказка для детей, страдающих энурезом (при данном заболевании сказкотерапию используют в комплексе с основным лечением)

Слоненок Сэмми на пожаре

Эта история произошла в цирке небольшого городка, где жил и работал артистом маленький слоненок по имени Сэмми.
Сэмми никак не мог научиться переносить бадью, наполненную водой. Каждый раз, когда он обхватывал своим хоботком дужку большой бадьи с водой, пытаясь поднять ее и удержать, бадья падала… БУМ!… И вода разливалась.
Огромные слоны ужасно злились и расстраивались из-за Сэмми. «Неужели трудно удержать эту воду!» – наперебой возмущались они. – Ты же можешь удержать эту воду, ведь все слоны могут. Держат, как следует. Приглядись, как они управляют хоботом, когда несут в нем то, что надо перенести».
Сэмми очень внимательно приглядывался, потом шел и делал еще одну попытку… БУМ!… И опять вся вода разлилась по земле!
Проходил день за днем, он все пробовал и пробовал, и снова… БУМ!… И бадья каждый раз оказывалась на земле. Ему было так стыдно и так грустно. Он даже временами забирался в уголок и там плакал. «Никто меня не понимает, – всхлипывал он, – никто по-настоящему не жалеет.»
Шло время. Однажды, когда Сэмми стало очень грустно и он заплакал, его всхлипывания услышал работавший в цирке верблюд. «Не очень-то весело ты выглядишь, – произнес он. – Я могу чем-нибудь тебе помочь и приободрить тебя?»
«Не знаю, – ответил Сэмми. – Я все пытаюсь удержать эту бадью, выполнить свою долю работы, но каждый раз разливаю. Я отпускаю ее прежде времени».
Верблюд призадумался, а потом стал вспоминать все, чему Сэмми научился, живя в цирке. «Когда ты родился, ты ведь не сразу стал ходить. Какое-то время ножки у тебя были нетвердые и подгибались. Тебе пришлось учиться делать шаг за шагом. Было трудно, но ты продолжал упражняться и учиться. Прошло время, и ты научился отлично ходить. Ты также научился рвать траву хоботом и отправлять ее в рот. Ты научился самостоятельно есть. Теперь ты можешь хоботом достать столько пищи, сколько нужно, чтобы насытиться, почувствовать себя хорошо. Ты научился понимать, когда ты сыт и тебе приятно.
Одним вещам приходится учиться дольше, чем другим, а у тебя времени сколько угодно, только начинай учиться сейчас».
Вдруг Сэмми и верблюд услыхали звук сирен. Они поглядели в сторону звука и увидели огонь. «Похоже, вон там, на ферме начался пожар, – встревожился верблюд. – Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушить пожар: всем слонам надо носить воду в своих хоботах и заливать огонь. Но все они на окраине города с дрессировщиком и готовятся к вечернему представлению».
Малыш Сэмми вопросительно посмотрел на верблюда: «Что же нам делать?» «Теперь вся надежда на тебя», – ответил тот. «Что ты имеешь в виду?» – спросил Сэмми. «Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удерживать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду. А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишь хобот в воду и сам увидишь и услышишь, как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь, как ты направляешься к месту пожара и тушишь его, выпустив всю воду в самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь воду только, когда будешь совсем рядом и точно направишь свой хобот».
«Я выслушал вас, мистер Верблюд, и прямо вижу и чувствую, как я все это делаю. Я чувствую, что сейчас я справлюсь».
Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоненок набрал столько воды, сколько удобно было держать.
А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказал ему верблюд, и выпустил всю воду в нужном месте и в нужное время. А когда он услышал звук во время ударившей в огонь струи, его охватило чувство радости и счастья. Лицо у него засияло, когда все вокруг стали хлопать в ладоши и приветствовать его криками одобрения: «Ура, Сэмми, у тебя все получилось!»
Впервые за долгое время Сэмми ощутил, что он сделал что-то особенное. Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте – очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.
Прошло несколько недель. Сэмми играл на своей площадке, когда увидел проходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: «Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился. Ты можешь научиться всему, что нужно. Только не торопись и удерживай в себе те счастливые воспоминания».
Сэмми посмотрел на верблюда, согласно кивнул головой и произнес: «Спасибо, мистер Верблюд. Раз уж я знаю, как удерживать воду, то и все остальное смогу удержать».

Сказка для детей с низкой самооценкой, неуверенностью, чувством неполноценности

Роза и ромашка

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, – думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», – не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш помог ромашке понять, что все цветы хороши по-своему.

Сказка для детей с анорексией

Новые приключения Кота в сапогах

Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучат рассказывал, как победил людоеда ужасного и королевство спас. Спокойно жил: много спал, много гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силёнок поубавилось, здоровье подводить стало. Да и аппетит пропал, съест бывало кусочек хлеба, запьёт водичкой – вот и вся Кота еда. Долго уже жил, старенький стал, так бы и дожил свой век, если б однажды… не нависла над королевством новая беда.
Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот победил, решил за деда своего отомстить и Кота нашего наказать. Заявил на все королевство, что, мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву да в море куски те выброшу.
Ни на шутку наш Кот испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда. Осталось только силёнок прибавить да здоровье поправить. Решил Кот собрать котят-внучат и расспросить молодёжь, откуда силы набраться. Молодёжь то сейчас умная, все знает.
Говорит старший внучок: «Слышал я, что сила в молочных продуктах, схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего», – и побежал к молочнику.
Потом другой внучок в разговор вступил: «Видел я как охранники королевские булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили, что сила в булочках спрятана богатырская». Сказал и помчался к пекарю.
Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: «Пойду к фермеру, попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал – сила в витаминах».
Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил: «А я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую, силы прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски и мяса».
Разбежались котята-внучата за продуктами. Остался Кот один, сидит на лавочке, слова внучат вспоминает: «Сила в молочных продуктах… сила в булочках… сила в витаминах… сила в мясных продуктах…» Пока думал, котята вернулись.
Выложили все продукты на стол. Ешь – не хочу. Чего только не принесли: молоко, сметану, сыр, творожок, булочки, пирожки, пончики, яблоки, груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски, ветчину и еще много разных продуктов.
Сел Кот за стол, начал пищу пробовать. Давно он кроме хлеба и воды ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не нравилось, есть не хотел. Но знал Кот – силы нужны, чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не хотел. Не хотел, не хотел да распробовал: вкусной еда показалась. Молочко и сыр – вкусно! Булочки и пирожки – вкусно! Фрукты и овощи – вкусно! Мясо ел, чуть язык не проглотил, так вкусно.
Сидел за столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой налились. Берегись, Людоед!
А схватки-то и не случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами, так и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат послушал, да продукты с аппетитом скушал!

Сказка для боязливых детей

Полезная Боюська

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверёк с длинным хвостиком. Всё у мышонка было хорошо: и тепло ему было и сытно. Всё да не всё. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бестолку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
– Ты почему плачешь?
– Спать хочу, – отвечает мышонок.
– Так почему не спишь? – удивился пес
– Не могу, у меня Боюська.
– Какая такая Боюська? – не понял пес
– Боюська-а-а-а-а, – еще сильнее заплакал мышонок.
– А что она делает?
– Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
– Вот здорово, – позавидовал пес, – мне бы твою Боюську.
– Те-бе, – перестал плакать мышонок. – Для чего она тебе?
– Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я – сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался, может такая Боюська нужна самому. Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

Сказка для агрессивных детей

Могучий дуб и маленький кабанчик

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять кабанчиков-девочек и один кабанчик-мальчик. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а маленькие кабанчики любили своих родителей.
На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что вся семья кабанчиков могла питаться ими все лето и всю осень.
Когда на земле, вокруг дуба, желудей не оставалось, кабанчики разрывали землю в поисках сладких корешков или питались веточками. Но кабанчик-мальчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле не оказалось ни одного плода, маленький кабанчик разбежался и со всех сил копытцами ударил по стволу дуба, – на землю упало несколько созревших плодов. Кабанчик снова разбежался и снова ударил по дереву, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый день, когда кабанчики съедали желуди, упавшие за ночь на землю, кабанчик-мальчик разбегался и ударял по дереву.
Родители говорили кабанчику, что нельзя бить по дубу копытцами – нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама-кабанчик учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только кабанчик-мальчик не слушал своих родителей. Так продолжалось все лето и всю осень. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.
Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.
Наступила весна, кабанчик-мальчик, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и… не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее. «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? – спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг, – Может это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может…»
И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.
– Кто посмел тебя так поранить? – спросил кабанчик у дуба.
– Это следы твоих копытец, – грустно вздохнул дуб, – Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни, по-прежнему, ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.
– Почему? – огорчился кабанчик.
– Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, –ответило дерево.
Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»
Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
– Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
– Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, – ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
– Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, – прострекотала сорока и полетела прочь.
– Что приговариваешь? – вдогонку закричал кабанчик, – Какие слова?
– Волшебные… – раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.
Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста…»
И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют – это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.
В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик-мальчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Сказка для детей, родители которых разводятся

Принцесса двух королевств

В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью.
По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно не было короля. С тех пор, как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее.
Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.
Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница – маленькая принцесса и преданные слуги.
С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.

Сказка для тетей, которые пережили потерю

Лягушонок

Высоко-высоко в горах было Зеленое озеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек красивая зеленая кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину озера.
Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась.
Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все гуще и больше, пока, наконец, не превратился в лягушку.
Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки, точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
– Мама, это ты? – неуверенно спросил лягушонок.
– Да, мой дорогой, – ответила волшебница.
– Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая, и почему у тебя выросли крылышки?
– Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
– Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! – закричал лягушонок и горько заплакал.
– Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, – успокоила лягушонка мама-ангел.
– А как же я? Кто будет меня любить? – не успокаивался Ква-симка.
– Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек.
– А когда я тебя снова увижу? – уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
– Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
– До свидания, мамочка, – ответил Ква-симка и грустно побрел домой.
Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и перевернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел.
Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился секрет – большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел.

Источник:   http://allpsy.net/
Категория: Информация для всех | Добавил: Irina (16.01.2011)
Просмотров: 2135 | Теги: сказкотерапия, мир психологии, применение инновационных технологий, реабилитация | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024