Мир психологии
Воскресенье, 19.05.2024, 10:35
Библиотека
Программы [6]
Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог статей
Главная » Статьи » Наработки » Программы

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Самоопределение – это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределённости.
Профессиональное самоопределение - это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально- экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы.
Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще.
Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я - реальным», «Я-отражённым» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят  к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило требует психологической помощи.      Профессиональная ориентация клиента начинается с профессиональной консультации. В профессиональной консультации используется метод беседы, для выяснения  индивидуальных особенностей применяется психологическое ТЕСТИРОВАНИЕ.
Цель профессиональной ориентации: способствовать профессиональному самоопределению.
Задачи:
-       подобрать профессию, соответствующую выявленным интересам,   способностям, склонностям;
              -       выработать собственную позицию в ситуации профессионального самоопределения; -       корректировать  профессиональные устремления;
              -       развивать психологическую компетенцию;
              -       разработать альтернативный сценарий профессиональной жизни; -       повышать профессиональную активность;
               -       самосохранение профессиональной ценности личности   Индивидуальная форма работы.
 На сегодняшний день данная методика апробируется на практике, с целью создания групповых занятий по профессиональной ориентации клиентов.
 Беседа
В ходе беседы выясняется уровень образования, какова ситуация с выбором профессии (ничего не нравится, или, наоборот, не можете выбрать из нескольких привлекательных вариантов). Выбор теста В соответствии с беседой, психолог выберет психологический тест. Используются общие опросники интересов, способностей, склонностей - они задают ориентир, некую структуру склонностей, и позволяют очертить круг потенциально подходящих профессий.
Результаты тестирования
 
По итогам прохождения профессиональной тестовой методики выдается описание  сильных и слабых сторон, рекомендации по исправлению "слабых" и предложение использовать сильные стороны в таких-то и таких-то профессиях. У психолога в руках оказывается профиль способностей, интересов, черт характера (в зависимости оттого, что измерялось с помощью теста).
Профконсультация психолога: обсуждение результатов и вопросы
Завершается сеанс социально – психологическим консультированием.       Это более продолжительный, нежели вначале, разговор. рассматривает клиента как индивидуальный случай. Выясняется мнение клиента по поводу результатов тестирования. Рассматриваются варианты профессиональной деятельности клиента  с выявленными склонностями. Каковы возможности реализации в данных профессиях. Что могло бы получится лучше. Будет ли интересна эта работа, будет ли удовлетворение от работы? Какие варианты профессий оптимальны в сложившейся жизненной ситуации. Возможности переобучения, получения специальности  и т.д.
 Диагностический материал
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельно­сти (0 — вовсе нет, I— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно) Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1   Обслуживать людей. Заниматься лечением. Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми   0123 0123 0123 0123 0123    
2   Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать раз­личные предметы и вещи Заниматься строительством   0123 0123 0123 0123   0123     
3   Обрабатывать тексты и таблицы Производить расчеты и вычисления Перерабатывать информацию Работать с чертежами, картами и схемами Принимать и передавать сигналы и сообщения   0123 0123 0123 0123 0123     
 4   Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Создавать произведения искусства Выступать на сцене Вышивать, вязать   0123 0123 0123 0123 0123      
5   Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой   0123 0123 0123 0123 0123      
А   Работать руками Выполнять решения Воспроизводить имеющиеся образцы Размножать, копировать Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь   0123 0123 0123 0123 0123   0123     Б   Работать головой Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, исследовать, наблю­дать, измерять, испытывать, контролировать Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать   0123 0123 0123 0123     0123        
  ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О — вовсе нет, 1— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно) Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):
1   Знакомиться с новыми людьми Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей Разбираться в людях Хорошо говорить и выступать публично 0123 0123 0123 0123 0123   
   2   Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы Разбираться в технических устройствах Ловко обращаться с инструментами Хорошо ориентироваться в пространстве 0123 0123   0123 0123 0123     
 3   Быть сосредоточенным и усидчивым Хорошо считать в уме Кодировать информацию Оперировать знаками и символами Искать и исправлять ошибки   0123 0123 0123 0123 0123      
4   Создавать красивые со вкусом сделанные вещи Разбираться в литературе и искусстве Петь, играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы Рисовать   0123   0123 0123 0123 0123    
  5   Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле   0123 0123 0123 0123 0123   
   А   Быстро выполнять задания Точно следовать инструкциям   0123 0123           Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормативы   0123 0123 0123        
Б   Создавать новые инструкции и давать указания Принимать нестандартные решения Легко придумывать новые способы деятельно­сти Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу   0123   0123 0123   0123 0123     
     ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельно­сти, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбран­ных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суж­дений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5 характеризу­ют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
1) человек—человек,
2)человек—техника,
3) человек—знаковая система,
4) человек—художественный образ,
5)человек—природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:
А) исполнительские
Б)творческие. 
 Психологические тесты >> Опросник профессиональных предпочтений

Инструкция. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг Ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей профессиональной карьеры. Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.
 Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву "Д° в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером Вам подходит, нравится, или Вы считаете, что он Вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит, или Вы от него не в восторге, то обведите букву "Н".
Р Деятельности 1. Пройти курс обучения работам по дереву 2. Работать на легковом автомобиле 3. Ремонтировать хозяйственные постройки 4. Ремонтировать электроприборы 5. Настраивать музыкальную стереосистему 6. Мастерить по дому 7. Работать на дачном участке 8. Пройти курс обучения на автомеханика 9. Самостоятельно ремонтировать квартиру 10. Решать технические проблемы 11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейную машину, пишущую машинку и т.п.)
И Деятельности 1. Работать в научно-исследовательской лаборатории 2. Применять математику для решения практических проблем 3. Изучать научные теории 4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций 5. Читать научные книги и журналы 6. Находить решения сложных проблем 7. Посещать научный музей 8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам 9. Пройти курс математической статистики 10. Размышлять над научными проблемами 11. Освоить новую научную дисциплину
А Деятельности 1. Играть на музыкальном инструменте 2. Писать для журнала или газеты 3. Воплощать в драматическое произведение рассказ, или художественный замысел 4. Играть в ансамбле, группе или оркестре 5. Конструировать мебель или одежду 6. Писать портреты или заниматься фотографией 7. Пройти курсы по дизайну 8. Выпускать журнал или газет/ 9. Заниматься рисунком или живописью 10. Читать или писать поэтические произведения 11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание)
С Деятельности 1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты 2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений 3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними 4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми 5. Обучать других выполнять какую-либо работу 6. Читать книги по социологии 7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками 8. Помогать советом в трудных ситуациях 9. Преподавать в учебных заведениях 10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям 11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов
П Деятельности 1. Быть руководителем проекта или какого- либо мероприятия 2. Пройти курсы или семинар для руководителей 3. Читать о руководителях в бизнесе или правительстве 4. Участвовать в политических кампаниях 5. Организовать собственное дело и руководить им 6. Принимать решения в важных и ответственных делах 7. Оказывать влияние на других людей 8. Присутствовать на аукционах, торгах 9. Руководить работой других 10. Следить за конъюнктурой рынка 11. Организовывать и проводить выборные кампании
К Деятельности 1. Содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке 2. Работать с микрокалькулятором 3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов 4. Записывать свои расходы 5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи 6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе 7. Вести деловую переписку 8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении 9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты 10. Обучаться на бухгалтерских курсах 11. Оформлять и печатать деловые бумаги СПОСОБНОСТИ Обведите "Д" для тех видов умений, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите "Н" для тех видов умений и способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствушую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.
Р Способности
1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника 2. Я могу ремонтировать мебель 3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву 4. Я могу читать чертежи, эскизы, схемы 5. Я могу сделать простой электрический ремонт 6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине 7. Я могу сделать масштабный чертеж 8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов 9. Я могу производить простой слесарный ремонт 10. Я могу рассчитать количество материалов для проведения ремонта 11. Я могу использовать электроизмерительные приборы
И Способности 1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы 2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ 3. Я могу расшифровать простые химические формулы 4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований 5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач 6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем 7. Я могу описать основные функции человеческого организма 8. Я могу применять логарифмические таблицы 9. Я могу написать реферат по проблеме 10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка 11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию
А Способности 1. Я могу написать рассказ 2. Я могу создать рекламный плакат 3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру 4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать 5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета 6. Я могу написать рекламное объявление 7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов 8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений 9. Я могу играть в пьесе 10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома 11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд
С Способности 1. Я могу хорошо принять гостей 2. Мне легко помогать другим в принятии решений 3. Я участвовал в акциях благотворительности 4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим 5. Я могу возглавить групповую дискуссию 6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение 7. Мне легко разговаривать с любыми людьми 8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее 9. Мне легко тренировать других 10. Мне легко учить других 11. Я хорошо разбираюсь в людях
П Способности 1. Я могу организовать работу других 2. Я легко оцениваю собственные достоинства 3. Я легко могу заинтересовать других 4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже 5. Я хороший продавец 6. Я легко планирую стратегию для достижения цели 7. Я хороший публичный оратор 8. Я знаю как стать лидером, добивающимся успехов 9. Я могу отстаивать свою точку зрения 10. Я могу начать свое собственное дело 11. Я могу развить в себе желаемые качества
К Способности
1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы 2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону 3. Я могу вести учет доходов и расходов 4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса 5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро 6. Я могу составлять деловые письма 7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере 8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч 9. Я могу работать на копировальной машине 10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах 11. Я могу успешно пользоваться каталогами КАРЬЕРЫ Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки.
Обведите "Д" для тех видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Обведите "Н" для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находите их неинтересными.
Р Карьеры
1. Плотник 2. Фермер 3. Автомеханик 4. Специалист по электронной аппаратуре 5. Лесник 6. Шофер 7. Сварщик 8. Радиоинженер 9. Инженер-механик 10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов 11. Экономист-плановик производства 12. Инженер-конструктор по разработке инструментов 13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней 14. Оператор энергетической установки
И Карьеры 1. Инженер-конструктор 2. Техник медицинской лаборатории 3. Физик 4. Химик 5. Издатель научного или научно-популярного журнала 6. Ботаник 7. Хирург 8. Антрополог 9. Семейный врач 10. Метеоролог 11. Научный работник в области социальных наук 12. Биолог 13. Научный работник исследовательской лаборатории 14. Автор научно-популярных книг и статей
А Карьеры 1. Писатель 2. Фотограф 3. Музыкант-аранжировщик 4. Художник 5. Певец 6. Автор художественных произведений 7. Музыкант-исполнитель 8. Эксперт по живописи 9. Журналист 10. Художник по копиям (копиист) 11. Издатель газеты 12. Актер 13. Архитектор 14. Дизайнер
С Карьеры 1. Преподаватель высшей школы 2. Работник в социальной области 3. Логопед 4. Учитель школы 5. Психолог 6. Специалист по семейному консультированию 7. Преподаватель общественных и социальных наук 8. Сотрудник службы социальной поддержки 9. Инструктор молодежного лагеря 10. Консультант по выбору профессии 11. Социолог 12. Инспектор по делам несовершеннолетних 13. Сотрудник службы "телефон доверия" 14. Священнослужитель
П Карьеры 1. Управляющий фирмой 2. Управляющий гостиницей 3. Директор на радио и телевидении 4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков) 5. Управляющий распродажей 6. Заведующий отделом маркетинга' 7. Управляющий магазином 8. Адвокат 9. Директор рекламного агентства 10. Посредник в торговых операциях 11. Продавец, торговый работник 12. Судья 13. Брокер на бирже 14. Начальник спортивной команды
К Карьеры 1. Экономист 2. Счетовод 3. Секретарь-машинистка 4. Кассир а банке 5. Инспектор в банке 6. Налоговый инспектор 7. Ревизор 8. Контролер кредитов 9. Оператор ЭВМ 10. Судебный исполнитель 11. Архивариус 12. Бухгалтер 13. Нотариус 14. Библиотекарь
 Описание методики "Опросник профессиональных предпочтений” (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж.Холландом. Сущность теории Дж.Холланда можно свести к следующим основным положениям: 1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу),
исследовательскому (И-типу),
артистическому (А-типу),
социальному (С-типу),
предпринимательскому (П-типу)
и конвенциональному (К-типу).


Категория: Программы | Добавил: Irina (19.10.2010)
Просмотров: 5201 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024