Мир психологии
Вторник, 07.05.2024, 02:47
Библиотека
Программы [6]
Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог статей
Главная » Статьи » Наработки » Программы

Опыт применения программы

В жизни каждого человека, независимо от его социального статуса, образования, половой принадлежности, национальности и т.д., возникают такие моменты, когда нужна моральная поддержка со стороны. Чаще всего эта поддержка ограничивается долгими разговорами «на кухне» с близкими людьми. Иногда недостаточно «поплакаться  в жилетку», а нужна квалифицированная помощь психолога. На сегодняшний день функционирует множество учреждений, где оказывается такая помощь. Одно из таких учреждений – ГУ СО «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Подбельский», где в систему комплексной реабилитации входит оказание психологических услуг.

Наши клиенты – это люди с ограниченными возможностями здоровья, которые представляют наиболее уязвимую категорию граждан. Специализируясь на работе с данным контингентом, мною было отмечено, что зачастую они настроены, не жить полноценно, а доживают свой век. Больше всего настораживает, когда такой настрой видишь у клиентов молодого возраста, у которых большая часть жизни ещё впереди. Занимаясь этой проблемой, я поняла, что такой настрой формируется в    процессе адаптации к заболеванию и социальному статусу, который осложнён проблемами финансового, бытового характера.

В связи с этим, назрела необходимость разработать  комплекс психокоррекционных методик, который будет способствовать продлению активной жизнедеятельности человека. Так была создана программа поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать» свой век.

Программа поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать» свой век – это комплекс разнообразных, эффективных техник и методик. Основная цель программы: стабилизация «Я-концепции» на стадии адаптации к заболеванию. Иными словами – это коррекция представлений человека о себе самом.

За 6 лет работы по программе, в практике зарекомендовали себя как наиболее эффективные такие методики и техники психокоррекции как: метод геносоциограмм, методика индивидуальной работы «Работа с проблемой», методика «Моя линия жизни», карта общественных отношений, арт – терапевтические техники, такие как «Манда Л», техника «Раскрась свои чувства», техника «Розовый куст», «Я - подарок», занятия с использованием сенсорного оборудования, тренинговые занятия, звукотерапия, сеансы мышечной релаксации,  музыкотерапия, аутогенная тренировка.

Пример из практики.

Татьяна. Клиентка с заболеванием дыхательной системы обратилась с проблемой взаимоотношения  с супругом. В ходе психологического консультирования было отмечено, что с супругом они  совместно не проживали, но  при этом он периодически приходил и создавал конфликтные ситуации, которые для неё были психотравмирующими. Испытывая перед ним страх, психологическую зависимость, она заняла позицию «жертвы», и самостоятельно не могла найти конструктивное решение сложившейся ситуации.  При диагностике личности клиентки по методике Новикова В.В.;  по опроснику самооценки Спилберга, Ханина; было выявлено: наличие неадекватно заниженной самооценки, высокого уровня реактивной тревожности.

Совместно с клиенткой было принято решение о целесообразности проведения психокоррекционных занятий, по программе поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать» свой век.

Занятия были направлены:

1)                 на коррекцию самооценки;

2)                 на снижение уровня  тревожности;

3)                 формирование навыков саморегуляции, через выполнение комплекса релаксационных упражнений, аутогенной тренировки.

В работе  с Татьяной были использованы методы: «Самопрезентация», «Я - подарок», «Розовый куст».

Вот как проходило занятие по коррекции самооценки с использованием метода «Самопрезентации». Клиентке было предложено, написать пять положительных и  пять  отрицательных своих качеств. Психокоррекционная работа велась над теми качествами, которые Татьяна обозначила как отрицательные.  Во-первых, ей было предложено вспомнить ситуации, когда эти качества играли положительную роль. Во-вторых,  предлагалось перефразировать данные качества, таким образом, чтоб они звучали как положительные (например, отрицательное качество – «неуравновешенная», было перефразировано как «я не неуравновешенная, а эмоциональная»). Выполнение такой работы помогло понять клиентке, что все качества, которыми она  обладает,  играют важную роль в её жизни. После чего,  Татьяне было предложено презентовать себя, используя  написанные положительные  и перефразированные отрицательные качества. Выполняя данное упражнение важно использовать разные позы: сидя, стоя, стоя на стуле и т.д., что бы выделить,  когда клиентка ощущает  себя наиболее комфортно и уверенно. В данном случае – это ощущение возникло стоя на стуле. Со слов клиентки, она это объяснила так: «Я маленького роста и мне всегда хотелось быть выше». Итогом упражнения стало умение клиентки презентовать себя с чувством уверенности: говоря, чётким, громким голосом.

После проведения психокоррекционной работы  отмечалась положительная тенденция  изменения самооценки и уровня тревожности.  Существенные изменения были выявлены,  при  повторном курсе реабилитации через 6 месяцев, как в показателях самооценки, тревожности, так и в ситуации взаимоотношений с супругом. Со слов Татьяны, после наших занятий, её удалось изменить своё поведение в отношениях с супругом. При очередном конфликте она не ощущала себя жертвой, не испытывала страха, контролировала свои эмоции. Смогла уверено противостоять его влиянию. Чётко сформулировала свои требования. Это оказалось действенно. Супруг был удивлён её поведению, умению «дать отпор». В дальнейшем в её жизнь он стал вмешиваться реже, не создавая при этом конфликтных стрессовых ситуаций. По её мнению реже встречаясь и общаясь с ним, она стала жить спокойнее. К удивлению Татьяны приступы бронхиальной астмы стали реже. С научной точки зрения это закономерно, так как  существует связь между характеристиками личности и тем или иным соматическим заболеванием. Популярно мнение, что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека. Одним из таких заболеваний является бронхиальная астма. Следовательно, коррекция психологической составляющей, способствовала улучшению соматического состояния, а именно уменьшению частоты приступов. Повторная диагностика показала, что самооценка соответствует адекватной, уровень реактивной и личностной тревожности умеренный.

Рассмотренный пример является индивидуальной формой работы. Данная программа предполагает и групповую форму работы. В этом случае  методы психокоррекции подбираются  в зависимости от проблем участников  группы.

Для оценки эффективности работы по программе, мной использовался метод  оценки с помощью QALY.


Проведя сравнительный  анализ QALY  с 2005 по 2009 годы, были получены следующие результаты:

 

Год

Оценка социально-экономической эффективности реабилитационных мероприятий

1.

2005

0,08066

2.

2006

0,10518

3.

2007

0,122

4.

2008

0,147579

5.

2009

0,2026

 

Итого

0,658019

Из выше приведённых данных видно, что средний показатель реабилитационных услуг QALY ежегодно увеличивается. 

Год

Количество реабилитируемых прошедших курс реабилитации

Оценка социально-экономической эффективности реабилитационных мероприятий

1.

2005

602

48,557

2.

2006

602

63,32

3.

2007

602

73,32

4.

2008

603

88,99

5.

2009

500

69,05

 

Итого

 

343,237

 

Так за пять  лет, клиентам, прошедшим курс реабилитации, было возвращено 343 QALY, что соответствует 343 годам качественной жизни в состоянии полного здоровья.

Неоспорим тот факт, что эффективность обще реабилитационных мероприятий напрямую зависит от эффективности психологических мероприятий.

Так как в процессе предоставления услуг по программе поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать» свой век достигаются следующие цели:

- преодоление установочного психологического сопротивления инвалида на реабилитацию, снижение уровня тревожности;

- отмечается повышение социально-психологической активности;

- формирование адекватной самооценки;

- снижение уровня дезадаптация,  что проявляется в деятельности, сознательно ориентированной на  интеграцию в общество;

- расширение коммуникативных способностей,  изменение установки.       

Подводя итоги, хочется отметить, что людям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, воля, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития, нацеленное на сохранение себя как личности, на продолжение активной жизнедеятельности. Такой позитивный конструктивный выбор возможен при условии наличия у человека  адекватной самооценки, ощущения целостности  «Я», наличия социально – психологической активности,  адекватного отношения к своему заболеванию. 

В связи с этим,    актуально применение  программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».

Тот, кто ответил себе на вопрос «Зачем жить?»,

сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос «Как жить?».

Фридрих Ницше

 

Категория: Программы | Добавил: Irina (17.11.2010)
Просмотров: 677 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024