УТВЕРЖДЕН приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области № ______ от _________ Государственный стандарт социального обслуживания населения в Самарской области «Социальное обслуживание населения в Самарской области. Предоставление социально-психологических услуг» 1. Область применения Государственный стандарт социального обслуживания населения в Самарской области «Социальное обслуживание населения в Самарской области. Предоставление социально-психологических услуг» (далее - Стандарт) устанавливает требования к оказанию социально-психологических услуг и распространяется на социально-психологические услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания Самарской области, и организациями, реализующими государственный заказ по социальному обслуживанию населения (далее - учреждения). Цель Стандарта – установление единых требований к процессу, качеству, порядку и условиям оказания социально-психологических услуг в учреждениях. Стандарт является обязательным для исполнения при оказании социально-психологических услуг в учреждениях (кроме требований повышенного качества, которые не являются обязательными для исполнения). Стандарт не распространяется на социальные услуги в сфере предоставления социального обслуживания учреждениями семьи, материнства и детства в Самарской области. 2. Орган, разрабатывающий и утверждающий Стандарт Стандарт разрабатывается и утверждается министерством здравоохранения и социального развития Самарской области (далее – Министерство). 3. Наименование и содержание услуги Социально-психологическая услуга – это социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности и социально-психологического статуса, устранение или снижение уровня социально-психологической дисфункции, иных нарушений социально-психологической регуляции, явившихся следствием трудных жизненных ситуаций. В учреждении формируется программа предоставления социально-психологических услуг на основании территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Самарской области, стандартного набора мероприятий, предоставляемого бесплатно в учреждениях социального обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги, утвержденных приказами Министерства. Основные социально-психологические услуги, предоставляемые в учреждениях: - социально-психологическое консультирование; - психологическая диагностика и обследование личности; - психологическое консультирование; - психологическая коррекция; - психотерапевтическая помощь; - психопрофилактическая работа; - психологическая помощь; - психологические тренинги; - проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения; - социально-психологический патронаж; - экстренная (по телефону) психологическая помощь. 4. Результат предоставления социально-психологических услуг Результатом предоставления социально-психологических услуг является частичное или полное восстановление социально-психологического статуса, устранение или снижение уровня социально-психологической дисфункции, иных нарушений социально-психологической регуляции, явившихся следствием трудных жизненных ситуаций. 5. Нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс оказания социально-психологических услуг В Стандарте реализованы нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; федеральных законов от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; постановления Правительства Самарской области от 26.07.2006 № 99 «О порядке предоставления социального обслуживания населению в Самарской области»; приказа министерства труда и социального развития Самарской области от 18.10.2004 № 74 «Об утверждении территориального перечня гарантированных государством социальных услуг»; приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 26.12.2008 № 1815 «Об утверждении стандартного набора мероприятий, предоставляемого бесплатно в учреждениях социального обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги»; национальных стандартов Российской Федерации: ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (в редакции от 30.12.2005); ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (в редакции от 24.11.2003); ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (в редакции от 24.11.2003); ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг» (в редакции от 30.12.2005); ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (в редакции от 30.12.2005); ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (в редакции от 27.12.2007); ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (в редакции от 27.12.2007); ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания» (в редакции от 27.12.2007); ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (в редакции от 27.12.2007); ГОСТ Р 53060-2008 «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания» (в редакции от 17.12.2008 с момента введения его в действие). 6. Получатели социально-психологических услуг Получателями социально-психологических услуг являются клиенты социальной службы: - лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет); - инвалиды (в том числе дети-инвалиды); - лица без определенного места жительства и рода занятий; - лица, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы; - иные лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. 7. Оплата социально-психологических услуг Социально-психологические услуги в учреждениях предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты на основании постановления Правительства Самарской области от 26.07.2006 № 99 «О порядке предоставления социального обслуживания населению в Самарской области». 8. Учреждения, оказывающие социально-психологические услуги Предоставление социально-психологических услуг осуществляется стационарными, полустационарными и нестационарными учреждениями социального обслуживания (в том числе учреждениями, оказывающими реабилитационные услуги), на которые действующим законодательством возложены полномочия по оказанию социально-психологических услуг, и которые имеют необходимые материально-технические, кадровые и организационные ресурсы для обеспечения социально-психологических услуг требуемого качества. Социально-психологические услуги могут оказываться организациями, реализующими государственный заказ по предоставлению социального обслуживания населению. Социально-психологические услуги оказываются в специализированных отделениях учреждений, либо, при отсутствии данных отделений, специалистами, имеющими соответствующее образование, или другим персоналом учреждения в соответствии с их должностными обязанностями и Стандартом. В учреждении соблюдаются требования к основным факторам, определяющим качество оказания социально-психологических услуг: 1) учреждение имеет необходимые документы, в соответствии с которыми в учреждении оказываются социально-психологические услуги, указанные в разделе 9 Стандарта; 2) условия размещения учреждения и обеспечение доступности предоставления социально-психологических услуг соответствуют требованиям раздела 10 Стандарта; 3) укомплектованность и квалификация персонала, оказывающего социально-психологические услуги в учреждении, соответствуют требованиям раздела 11 Стандарта; 4) специальное и табельное техническое оснащение учреждения, используемое при оказании социально-психологических услуг, соответствует требованиям раздела 12 Стандарта; 5) состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления социально-психологических услуг клиентам соответствует требованиям раздела 13 Стандарта; 6) в учреждении действует собственная (внутренняя) и внешняя системы контроля за деятельностью учреждения, осуществляющие контроль за предоставлением социально-психологических услуг, в соответствии требованиям раздела 14 Стандарта. В учреждении применяются показатели качества (индикаторы) предоставления социально-психологических услуг, изложенные в приложении 1 Стандарта. 9. Документы, в соответствии с которыми в учреждении оказываются социально-психологические услуги 9.1. Общие положения Учреждение оказывает социально-психологические услуги в соответствии с документами, которые отвечают требованиям Стандарта, ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (в редакции от 24.11.2003) и ГОСТ Р 53060-2008 «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания» (в редакции от 17.12.2008 с момента введения его в действие). 9.2. Минимальные требования качества - учреждение осуществляет свою деятельность по предоставлению социально-психологических услуг на основании устава (положения) учреждения, Стандарта, государственных стандартов социального обслуживания населения в Самарской области, соответствующих направлению деятельности учреждения; - в учреждении имеются в наличии руководства, правила, инструкции, методики процесса предоставления социально-психологических услуг, контроля за их предоставлением и мер совершенствования работы учреждения по предоставлению социально-психологических услуг; - в учреждении имеются в наличии и в актуальном состоянии эксплуатационные документы на имеющееся оборудование, приборы, аппаратуру, используемую при оказании социально-психологических услуг; - в учреждении имеются в наличии и в актуальном состоянии национальные стандарты Российской Федерации, Стандарт, государственные стандарты социального обслуживания населения в Самарской области, соответствующие направлению деятельности учреждения; - в учреждении все документы, используемые при предоставлении социально-психологических услуг, находятся в актуальном состоянии, документы своевременно пересматриваются, в них вносятся необходимые изменения или происходит их изъятие. Скачать статью полностью!
|