Мир психологии
Воскресенье, 19.05.2024, 13:08
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Август » 30 » Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья
12:21
Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья
Дерюжова И.Т. – психолог «Центра дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Подбельский».
 
 
В рамках реализации Закона «Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности» на территории Самарской области создана сеть учреждений, оказывающих реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья и гражданам пожилого возраста. На сегодняшний день успешно работают 11 учреждений социального обслуживания. Ежегодно на базе учреждений проходят курсы реабилитации более 9 тысяч человек. Целью деятельности Центров является: оказание реабилитационных услуг, улучшение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, адаптация к окружающей среде и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, продление работоспособности. Одним из таких центров, является ГУ Самарской области Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Подбельский». Пропускная способность центра составляет до 50 посещений в день. В год осуществляется до 600 курсов реабилитации. Продолжительность курса реабилитации 21 день. Услуги специалистов Центра получают инвалиды 1,2,3 группы с 18 лет. Показаниями для прохождения курса реабилитации являются заболевания сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательной и нервной систем. Центр оказывает услуги в условиях дневного пребывания. Доставка клиентов осуществляется служебным транспортом. С психологической точки зрения, это положительный момент, так как в ходе курса реабилитации клиенты могут использовать полученные знания в ежедневной жизни, и в случае возникновения трудностей в применении механизмов адаптации, обратиться за повторными консультациями к специалистам. В нашем учреждении оказываются такие виды реабилитации, как: - медицинская реабилитация; - психологическая реабилитация; - социальная реабилитация. Психологическая реабилитация- это система мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Психологическая реабилитация является одним из приоритетных видов реабилитации. Это объясняется тем, что современная концепция инвалидности значительно расширила и сделала более полным понимание всех аспектов этого явления. В частности, стал очевидным психологический аспект проблемы, который раньше игнорировался. Пришло понимание того, что человек, ставший инвалидом вследствие того или иного заболевания или травмы изменился психологически. Инвалиды представляют собой «группу риска» с точки зрения психологической и социально-психологической дезадаптация, проявляющейся в нарушении взаимодействия между инвалидом и его социальным окружением. Причиной тому служат ограничение жизнедеятельности и социальная изоляция. Можно выделить основные психологические факторы, препятствующие полноте адаптации: - тревога, депрессия; - отсутствие установки на излечение и на возвращение к труду; - общее снижение познавательных способностей; - малая информированность в отношении природы заболевания и возможностей лечения; - неадекватная картина внутренней модели болезни; - неадекватные убеждения, касающиеся собственной роли в процессе выздоровления и адаптации; - низкая самооценка; - пассивность на поведенческом уровне в плане выполнения рекомендаций.

     Психологическая реабилитация подразумевает обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости. Психологический аспект реабилитации направлен на то, чтобы максимально задействовать все сохранившиеся ресурсы личности, для реализации реабилитационной задачи, направлять, корректировать, оптимизировать личность на пути достижения поставленных реабилитационных целей.
     Основной задачей социально – психологической реабилитации является восстановление социально – психологического статуса, устранение или снижение уровня социально – психологической дисфункции, иных нарушений социально – психологической регуляции, явившихся следствием трудных жизненных ситуаций.
 
      В реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья основная задача психолога «не избавить от заболевания», с которым пришёл к нам клиент, «не вылечить», а научить жить максимально использую компенсаторные возможности психики и особенности личности.

Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».

      
       Опыт работы психологом, показывает, что каждый человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с необходимостью самостоятельного индивидуального выбора стратегии адаптации к своему заболеванию. В ходе работы, мною было отмечено, что процесс адаптации к своему заболеванию, социальному статусу у людей с ограниченными возможностями здоровья осложнён проблемами финансового, бытового характера. В вязи с этим у части клиентов при диагностике было выявлено снижение самооценки, негативные тенденции в установке на деятельность, сужение круга интересов, ощущение общественной бесполезности и как следствие формирование стратегии «доживать свой век».
       Людям с ограниченными возможностями в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, воля, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития, нацеленное на сохранение себя как личности, на продолжение активной жизнедеятельности. Такой позитивный конструктивный выбор возможен при условии наличия у человека адекватной самооценки, ощущения целостности «Я», наличия социально – психологической активности, адекватного отношения к своему заболеванию. В связи с этим, назрела необходимость разработки психологического сопровождения, проектирования продления активной жизнедеятельности через стабилизацию: «Я - концепции» на стадии адаптации.
Таким образом, была разработана программа, направленная на развитие показателей стабильности образа «Я» у человека с ограниченными возможностями здоровья под названием «Полноценно «жить», а «не доживать» свой век».

Содержание программы

Цель программы: активизация потенциальных ресурсов, способствующих адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
 Задачи программы:
1) разработать идеальную модель «Я», реалистического видения того, чем вы можете и хотите стать;
2) способствовать повышению социально – психологической активности;
3) способствовать формированию адекватной самооценки;
4) дать практические навыки общения, через общение помочь в решении жизненно важных проблем;
5) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия», «положительная Я - концепция» и показать их важность в жизни человека, сделать эти понятия объектом внимания;
6) формировать интерес к самому себе, к познанию себя;
7) ознакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;
8) способствовать осознанию жизненных ценностей;
9) способствовать снижению уровня тревожности;
10) повышать социальною компетенцию, т.е. умение находить конструктивный выбор между самореализацией и социальным приспособлением.
      В основе построения программы психологической реабилитации лежит комплексный подход, который позволяет использовать различные технологии и методики, что способствует успешному достижению поставленной цели.
    Форма реализации программы смешанная.

Индивидуальная форма работы.
Цель индивидуальной работы: исследование когнетивных психических процессов, свойств личности, как темперамент, характер, интеллект, способности, а также мотивационной системы позволяет составить наиболее полный индивидуально – психологический портрет.
           Учитывая психологические особенности клиентов, в основном используются экспресс методики. Это такие методики, как таблицы Шульте, запоминание 10слов, пословицы, поговорки, исключение лишнего, ассоциации, шкала памяти Векслера, шкала депрессии Зунге, шкала самооценки Новикова В.В., методика изучения мотивации профессиональной деятельности К Замфир в модификации А. Реана, Цветовой тест Люшера, рисуночные методики и техники и т.д.   
         Психодиагностические методики комплектуются индивидуально, в зависимости от целей исследования. После проведения психологического обследования формируется заключение. На основе заключений строится дальнейшая работа реабилитации.
        Индивидуальная работа включает социально – психологическое консультирование и психологическую коррекцию.
      Основные методы, техники: метод геносоциограмм, методика индивидуальной работы «Работа с проблемой», методика «Моя линия жизни», карта общественных отношений, арт – терапевтические техники, такие как «Манда Л», техника «Раскрась свои чувства», техника «Розовый куст», «Алая роза», «Я - подарок».
        Частота встреч: 2-3 раза в неделю.
Длительность занятия: 15 – 25мин. в начале работы, до 1 – 1,5ч. на заключительном этапе.
       Групповая форма работы. Групповая работа проводиться ежедневно в течение всего курса реабилитации – 21 день.
Каждое занятие длиться от 45 до 60 минут. Групповая форма работы включает в себя занятия с использованием сенсорного оборудования, тренинговые занятия, звукотерапию, сеансы мышечной релаксации, музыкотерапию, аутогенную тренировку, аэроионотерапию, ароматерапию.
Оценка эффективности работы по программе.
1. Оценка эффективности работы по программе с использованием критериев.
1. Социально – психологическая активность (приложение 1).
В исследовании приняло участие 75 человек. Из них 32 человека мужчины и 43 человека женщины.
Как видно из таблиц после проведения психологической программы у 17 человек повысилась социально психологическая активность, из 4 мужчины, 11 женщин.
2. Самооценка (приложение 2). В исследовании приняло участие 75 человек. Из них 32 человека мужчины и 43 человека женщины. Положительные изменение самооценки у 14 человек, из них 6 мужчин и 8 женщин.
3. Внутренняя модель болезни (приложение 3). 1 блок – типы характеризуются менее выраженная дезадаптация в связи с заболеванием. 2 блок – эмоционально – аффективный аспект отношений, выражается в реакциях по типу раздражительной слабости, подавленном, угнетённом состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы перед заболеванием. 3 блок – данные реабилитируемы при различных эмоционально – аффективных реакциях так же характеризуются дезадаптивным поведением, ведущим к нарушению их социального функционирования: они или стесняются своего здоровья, проявляют гетерогенные агрессивные тенденции, обвиняя окружающих в своём недуге.
В исследовании приняло участие 75 человек. Из них 32 человека мужчины и 43 человека женщины. Изменения ВМБ у 5 человек из них 2 мужчины, 3 женщины.
4. Коммуникативные способности (приложение 4). В исследовании приняло участие 75 человек. Из них 32 человека мужчины и 43 человека женщины. Повышены коммуникативные способности у 35 человек, из них 9 человек мужчины, 26 человек женщины. 5. Установка. В исследовании приняло участие 75 человек. Из них 32 человека мужчины и 43 человека женщины. Позитивное изменение установки у 8 человек, из них 3 человека мужчины, 5 женщин.

Результаты исследования и примеры из практики показывают, что поставленные цели и задачи программы успешно реализуются.
1. Отмечается повышение социально-психологической активности, формирование адекватной самооценки, снижение уровня дезадаптация, что проявляется в деятельности, сознательно ориентированной на интеграцию в общество.
Рассмотрим конкретный пример из практики. Татьяна.
      Клиентка с заболеванием дыхательной системы обратилась с проблемой взаимоотношения с супругом. В ходе психологического консультирования было отмечено, что с супругом они совместно не проживали, но при этом он периодически приходил и создавал конфликтные ситуации, которые для неё были психотравмирующими. Испытывая перед ним страх, психологическую зависимость, она заняла позицию «жертвы», и самостоятельно не могла найти конструктивное решение сложившейся ситуации. При диагностике личности клиентки по методике изучения самооценки Новикова В.В., по опроснику самооценки Спилберга, Ханина, было выявлено: наличие неадекватной явно заниженной самооценки, высокого уровня реактивной тревожности.
Совместно с клиенткой было принято решение о целесообразности проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на:
 1) коррекцию самооценки;
 2) снижение уровня тревожности;
3) формирование навыков саморегуляции, через выполнение комплекса релаксационных упражнений, аутогенной тренировки.
После проведения психокоррекционной работы отмечалась лишь положительная тенденция изменения самооценки и уровня тревожности, а при повторном курсе реабилитации через 6 месяцев, были выявлены существенные изменения, как в показателях самооценки, тревожности, так и в ситуации взаимоотношений с супругом. Со слов Татьяны её поведение в отношениях с супругом изменилось. При очередном конфликте она не ощущала себя «жертвой», не испытывала страха, контролировала свои эмоции. Смогла, уверено противостоять его влиянию. Чётко сформулировала свои требования. Это оказалось действенно. Супруг был удивлён её поведению, умению «дать отпор». В дальнейшем в её жизнь стал вмешиваться реже, не создавая при этом конфликтных, стрессовых ситуаций. По её мнению, реже встречаясь и общаясь с ним, она стала жить спокойнее. К удивлению Татьяны, приступы бронхиальной астмы стали реже.
С научной точки зрения это закономерно, так как существует связь между характеристиками личности и тем или иным соматическим заболеванием. Популярно мнение, что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека.
Одним из таких заболеваний является бронхиальная астма. Следовательно коррекция психологической составляющей, способствовала улучшению соматического состояния, а именно уменьшению частоты приступов.
Диагностика показала, что самооценка соответствует адекватной, уровень реактивной и личностной тревожности умеренный.

2. Расширение коммуникативных способностей, изменение установки. В нашем центре большая часть клиентов проходит курс реабилитации систематически. В основном это сельские жители, среди которых много пожилых Наблюдая за ними с 2005 года, было выявлено, что при первичном курсе реабилитации, у них преобладала установка на медицинскую реабилитацию, присутствовало недопонимание значения комплексной реабилитации: психологической, социально-бытовой, социально-средовой и т.д. Это проявлялось в таких фразах, как «а зачем мне психолог, я психически здоров», «я приезжаю только полечиться», «зачем трудотерапия, я за всю жизнь натрудился» и т.д. При взаимодействии с персоналом, со стороны клиентов, отмечалось напряжение, скованность. Общение клиентов ограничивалось кругом семьи (супруг, дети), соседей. На сегодняшний день ситуация изменилась: реабилитацию они стали воспринимать как комплекс мероприятий. С удовольствием посещают занятия по эрготерапии, ЛФК и т.д. Оценили значимость психологических мероприятий: тренингов, кинотерапии, музыкотерапии, аутогенной тренировки, психокоррекции. Получили и применяют на практике знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. Навыки общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели.
Подводя итоги, хочется отметить, что психологическая реабилитация является приоритетным видом реабилитации. Так как стал очевидным психологический аспект проблемы, который раньше игнорировался. Пришло понимание того, что человек, ставший инвалидом вследствие того или иного заболевания или травмы изменился психологически. Людям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, воля, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития, нацеленное на сохранение себя как личности, на продолжение активной жизнедеятельности. Такой позитивный конструктивный выбор возможен при условии наличия у человека адекватной самооценки, ощущения целостности «Я», наличия социально – психологической активности, адекватного отношения к своему заболеванию. В связи с этим, актуально применение программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».
Тот, кто ответил себе на вопрос «Зачем жить?», сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос «Как жить?».
 
Фридрих Ницше
 
 
Просмотров: 2025 | Добавил: Irina | Теги: мир психологии, Применение инновационных технологий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Наталия  
Спасибо за статью

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024