Наличие и ежегодный рост людей с ограниченными возможностями, вызвал
необходимость разработки
психологического сопровождения, проектирования продления активной жизнедеятельности через стабилизацию: «Я - концепции» на стадии
адаптации.
Каждый
человек сталкивается с необходимостью самостоятельного индивидуального выбора
стратегии адаптации к своему
заболеванию. Этот выбор людей с ограниченными возможностями осложнён
проблемами финансового,
бытового характера, ограничивающими их возможности как потребителей благ. Людям с ограниченными
возможностями в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, воля, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития,
нацеленное на сохранение себя как личности, на
продолжение активной жизнедеятельности.
В
связи с этим очевидна актуальность разработки
программы психологической
поддержки подготовки людей к принятию
стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век». Такой позитивный конструктивный выбор возможен при условии
наличия у человека адекватной
самооценки, ощущения целостности «Я», наличия социально – психологической
активности, адекватного отношения к
своему заболеванию. Таким образом, была разработана программа, направленная на
развитие показателей стабильности образа «Я» у человека с ограниченными
возможностями.
Цель программы: активизация потенциальных ресурсов, способствующих адаптации
и самореализации людей с ограниченными возможностями.
Задачи программы:
1) разработать идеальную модель «Я»,
реалистического видения того, чем вы можете и хотите стать;
2) способствовать повышению социально
– психологической активности.
3) способствовать формированию
адекватной самооценки;
4) дать практические навыки общения, через общение
помочь в решении жизненно важных проблем;
5) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия»,
«положительная Я - концепция» и показать их важность в жизни человека, сделать
эти понятия объектом внимания;
6) формировать интерес к самому себе, к познанию себя;
7) ознакомить и способствовать практическому овладению
навыков саморегуляции;
8) обучать навыкам общения;
9) способствовать осознанию жизненных ценностей, способствовать умению при необходимости
вносить в них коррективы;
10) способствовать
снижению уровня тревожности;
11) повышать социальною
компетенцию, т.е. умение находить компромисс между самореализацией и социальным
приспособлением; выявление установок на
обустройство своей жизни в сфере профессиональной деятельности;
В основе построения программы
психологической реабилитации лежит комплексный подход, который позволяет
использовать различные технологии и методики, что способствует успешному
достижению поставленной цели.
Форма реализации программы смешанная.
Индивидуальная форма работы.
Цель индивидуальной работы: исследование свойств личности, как
темперамент, характер, интеллект, способности, а также
мотивационной системы позволяет составить наиболее полный индивидуально
– психологический портрет.
Исходя из этого, можно выделить ряд
психодиагностических методик, которые успешно применяются для работы с
пациентами.
Исследование познавательной деятельности.
Цель этого исследования состоит в
том, чтобы выявить:
-
имеются
ли ограничения в познавательных процессах;
-
оценить
сохранные способности;
-
определить
компенсаторный механизм, посредством которого осуществляется адаптация.
Диагностика познавательной
деятельности включает в себя исследование внимания, памяти, мышления.
Исследование внимания направленно на определение его качественных
характеристик: объема, концентрации, устойчивости, переключаемости,
распределения, отвлекаемости.
Исследования памяти имеет целью выявление
нарушения кратковременной, долговременной памяти и опосредованного запоминания.
Задача исследования мышления состоит в том, что бы определить степень и природу
имеющихся отклонений.
Для исследования познавательных
функций используются следующие психодиагностические методики:
-
проба
на заучивание 10 слов и (или) цифрового ряда;
-
задания
на пересказ коротких рассказов;
-
задания
на интерпретацию смысла пословиц и поговорок;
-
классификация
предметов по различным признакам;
-
простые и сложные аналогии;
-
упражнения
на ассоциации.
Для исследования эмоционально –
волевых и личностных особенностей используются многообразные личностные
опросники и тесты:
-
Тест Кеттелла;
-
цветовой тест Люшера;
-
тесты
Спилбергера;
-
тест
Айзенга;
-
тест
Лоби;
-
опросник Баса – Дарки (диагностика состояний агрессии);
-
Шкала
астенического состояния (Л.Д. Марковой и адаптированная Т.Г.Чертовой);
-
Шкала
депрессии Зунге (адаптированная Т.И.Балашовой);
-
Опросник
УСК;
-
проективные
методики.
Психодиагностические методики
комплектуются индивидуально, в зависимости от целей исследования. После
проведения психологического обследования формируется заключение. На основе
заключений строится дальнейшая работа реабилитации.
Индивидуальная работа включает
индивидуальные консультации.
Проблемы, с которыми обращаются
пациенты, разнообразны – это неуверенность в себе, желание измениться, но не
умение, незнание, как это сделать. Часто пациенты обращаются со слишком
широкими проблемами, которые в процессе индивидуальной работы, приходится
сужать спектр проблем, добираясь до истины.
Методики психокоррекционной и
психотерапевтической работы в данном
случае подбираются индивидуально в зависимости от проблемы.
Основные методы, техники:
геносоциограмма; карта общественных отношений; арт – терапия; техника «МАНДА Л»;
музыкотерапия; сказкотерапия; техники направленные на восприятие себя – рисование себя на зеркале,
Я – метафорное изображение, Я- социальная и др.
Частота встреч: 2-3 раза в неделю.
Длительность занятия: 15 – 25мин. в начале работы, до 1 – 1,5ч. на
заключительном этапе.
Групповая форма работы.
Цели групповой работы:
1)
оказание помощи в активизации потенциальных ресурсов, способствующих
адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями;
2) разработка идеальной модели «Я», реалистического
видения того, чем вы можете и хотите стать;
3) повышение социальной компетенции, т.е. умение
находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением; выявление установок на обустройство своей
жизни в сфере профессиональной деятельности;
4) способствовать формированию
адекватной самооценки;
5) дать практические навыки общения, через общение
помочь в решении жизненно важных проблем;
6) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия»,
«положительная Я - концепция» и показать их важность в жизни человека, сделать эти
понятия объектом внимания;
7) формировать интерес к самому себе, к познанию себя;
8) ознакомить и способствовать практическому овладению
навыков саморегуляции;
9) способствовать осознанию жизненных ценностей, способствовать умению при необходимости вносить
в них коррективы;
10) способствовать
снижению уровня тревожности;
11) способствовать повышению
социально – психологической
активности.
Групповая работа проводиться ежедневно
в течение всего курса реабилитации – 21 день.
Каждое занятие длиться от 45 до 60
минут.
План психологической реабилитации.
1 день.
Цель: Ознакомление с целями,
задачами реабилитации.
Индивидуальная консультация. Комплектование групп,
определение времени занятий.
2 день.
Цель: ознакомление
с целями, задачами, методами и формами
психологической реабилитации.
Задача: знакомство участников группы, оптимизация общения.
1) тренинговое занятие №1;
2) лекция о значении аэроионотерапии;
3) аутогенная тренировка по
Васильеву (аудиозапись);
4) аэроионотерапия;
5) тестирование.
3 день.
Цель: развитие показателей
стабильности образа «Я» у человека с ограниченными возможностями.
Задачи:
1)
познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия», «положительная Я - концепция» сделать эти понятия объектом внимания;
2)
познакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;
1) лекция о значении
аромотерапии;
2) релаксационные упражнения;
3) просмотр кассеты «Подводный
мир»;
4) аромотерапия.
4 день.
Цель: включение в групповую работу, познание себя как субъекта межличностного
взаимодействия.
Задачи:
1)
познакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;
2)
способствовать снижению тревожности;
3) диагностика самооценки.
1) тренинговое занятие № 2
2) релаксация «Заброшенный сад» с
элементами музыкотерапии;
3) аэроионотерапия;
4) тестирование.
5 день.
Цель: оказание помощи в активизации потенциальных ресурсов,
способствующих адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями;
Задачи: 1) ознакомить и способствовать практическому овладению
навыков саморегуляции;
2) способствовать снижению уровня
тревожности.
1)
звукотерапия;
2) комплекс релаксационных
упражнений по Шульцу;
3) аутогенная
тренировка с элементами му.......