Мир психологии
Понедельник, 06.05.2024, 23:52
Библиотека
Программы [6]
Опыт применения программы поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог статей
Главная » Статьи » Наработки » Программы

Программа реабилитации

ГУ СО ЦДП «Подбельский»

  

Программа  поддержки и подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век».


Наличие и ежегодный рост людей   с   ограниченными возможностями, вызвал необходимость разработки  психологического сопровождения, проектирования продления активной жизнедеятельности  через стабилизацию: «Я - концепции» на стадии адаптации.

Каждый человек сталкивается с необходимостью самостоятельного индивидуального  выбора  стратегии  адаптации к своему заболеванию. Этот выбор  людей с ограниченными возможностями   осложнён    проблемами финансового, бытового характера, ограничивающими их возможности как потребителей благ. Людям с ограниченными возможностями в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, воля, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития, нацеленное на сохранение себя как личности, на продолжение активной жизнедеятельности.

В связи с этим очевидна актуальность разработки  программы психологической  поддержки подготовки людей к принятию стратегии полноценно «жить», а не «доживать свой век». Такой позитивный конструктивный выбор возможен при условии наличия у человека  адекватной самооценки, ощущения целостности  «Я», наличия социально – психологической активности,  адекватного отношения к своему заболеванию.  Таким образом, была  разработана программа, направленная на развитие показателей стабильности образа «Я» у человека с ограниченными возможностями.                    

Цель программы: активизация потенциальных ресурсов, способствующих адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями.

 

Задачи программы:

1)   разработать идеальную модель «Я», реалистического видения того, чем вы можете и хотите стать;

2) способствовать повышению социально – психологической    активности.

3) способствовать формированию адекватной самооценки;

4) дать практические навыки общения, через общение помочь в решении жизненно важных проблем;

5) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия», «положительная Я - концепция» и показать их важность в жизни человека, сделать эти понятия объектом внимания;

6) формировать интерес к самому себе, к познанию себя;

7) ознакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;

8) обучать навыкам общения;

9) способствовать осознанию жизненных ценностей, способствовать умению при необходимости  вносить в них коррективы;

10) способствовать снижению уровня тревожности;

11) повышать социальною компетенцию, т.е. умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением;   выявление установок на обустройство своей жизни в сфере профессиональной деятельности;

В основе построения программы психологической реабилитации лежит комплексный подход, который позволяет использовать различные технологии и методики, что способствует успешному достижению поставленной цели.

 

Форма  реализации программы смешанная.

 

Индивидуальная форма работы.

Цель индивидуальной работы: исследование свойств личности, как темперамент, характер, интеллект, способности, а  также  мотивационной системы позволяет составить наиболее полный индивидуально – психологический портрет.

Исходя из этого, можно выделить ряд психодиагностических методик, которые успешно применяются для работы с пациентами.

Исследование познавательной деятельности.

   Цель этого исследования состоит в том, чтобы выявить:

-         имеются ли ограничения в познавательных процессах;

-         оценить сохранные способности;

-         определить компенсаторный механизм, посредством которого осуществляется адаптация.

Диагностика познавательной деятельности включает в себя исследование внимания, памяти, мышления. Исследование внимания направленно на определение его качественных характеристик: объема, концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения, отвлекаемости.

 Исследования памяти имеет целью выявление нарушения кратковременной, долговременной памяти и опосредованного запоминания. Задача исследования мышления состоит в том, что бы определить степень и природу имеющихся отклонений.

Для исследования познавательных функций используются следующие психодиагностические методики:

-         проба на заучивание 10 слов и (или) цифрового ряда;

-         задания на пересказ коротких рассказов;

-         задания на интерпретацию смысла пословиц и поговорок;

-         классификация предметов по различным признакам;

-                          простые и сложные аналогии;

-         упражнения на ассоциации.

Для исследования эмоционально – волевых и личностных особенностей используются многообразные личностные опросники и тесты:

-  Тест Кеттелла;

-   цветовой тест Люшера;

-                     тесты Спилбергера;

-                     тест Айзенга;

-                     тест Лоби;

-                     опросник  Баса – Дарки (диагностика состояний агрессии);

-                     Шкала астенического состояния (Л.Д. Марковой и адаптированная   Т.Г.Чертовой);

-                     Шкала депрессии Зунге (адаптированная Т.И.Балашовой);

-                     Опросник УСК;

-                     проективные методики.

Психодиагностические методики комплектуются индивидуально, в зависимости от целей исследования. После проведения психологического обследования формируется заключение.    На основе  заключений строится дальнейшая работа реабилитации.

Индивидуальная работа включает индивидуальные консультации.

Проблемы, с которыми обращаются пациенты, разнообразны – это неуверенность в себе, желание измениться, но не умение, незнание, как это сделать. Часто пациенты обращаются со слишком широкими проблемами, которые в процессе индивидуальной работы, приходится сужать спектр  проблем,  добираясь до истины.

 Методики психокоррекционной и психотерапевтической  работы в данном случае подбираются индивидуально в зависимости от проблемы.

Основные методы, техники: геносоциограмма; карта общественных отношений; арт – терапия; техника «МАНДА Л»; музыкотерапия; сказкотерапия; техники направленные на  восприятие себя – рисование себя на зеркале, Я – метафорное изображение, Я- социальная и др.

Частота встреч: 2-3 раза в неделю.

Длительность занятия: 15 – 25мин. в начале работы, до 1 – 1,5ч. на заключительном этапе.

 

Групповая форма работы.

Цели групповой работы:

1)   оказание помощи в активизации потенциальных ресурсов, способствующих адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями;

2) разработка идеальной модели «Я», реалистического видения того, чем вы можете и хотите стать;

3) повышение социальной компетенции, т.е. умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением;   выявление установок на обустройство своей жизни в сфере профессиональной деятельности;

4) способствовать формированию адекватной самооценки;

5) дать практические навыки общения, через общение помочь в решении жизненно важных проблем;

6) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия», «положительная Я - концепция» и показать их важность в жизни человека, сделать эти понятия объектом внимания;

7) формировать интерес к самому себе, к познанию себя;

8) ознакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;

9) способствовать осознанию жизненных ценностей, способствовать умению при необходимости  вносить в них коррективы;

10) способствовать снижению уровня тревожности;

11) способствовать повышению социально – психологической    активности.

Групповая работа проводиться ежедневно в течение всего курса реабилитации – 21 день. 

Каждое занятие длиться от 45 до 60 минут.

 

План психологической реабилитации.

1 день.

Цель: Ознакомление с целями, задачами реабилитации.

 Индивидуальная консультация. Комплектование групп, определение времени занятий.

 

2 день.

 Цель: ознакомление с целями, задачами, методами и формами  психологической реабилитации.

Задача: знакомство участников группы,  оптимизация общения.

             1) тренинговое занятие №1;

             2) лекция о значении аэроионотерапии;

             3) аутогенная тренировка по Васильеву (аудиозапись);

             4) аэроионотерапия;

             5) тестирование.

 

3 день.

Цель: развитие показателей стабильности образа «Я» у человека с ограниченными возможностями.

Задачи:

1) познакомить с понятиями «рефлексия», «эмпатия», «положительная Я - концепция»  сделать эти понятия объектом внимания;

2) познакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;

 

              1) лекция о значении аромотерапии;

              2) релаксационные упражнения;

              3) просмотр кассеты «Подводный мир»;

              4) аромотерапия.

 

4 день.

Цель: включение в групповую работу, познание себя как субъекта межличностного взаимодействия.

Задачи:

1) познакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;

2) способствовать снижению  тревожности;

3) диагностика самооценки.

               1) тренинговое занятие № 2

              2) релаксация «Заброшенный сад» с элементами музыкотерапии;

              3) аэроионотерапия;

              4) тестирование.

5 день.

 Цель: оказание помощи в активизации потенциальных ресурсов, способствующих адаптации и самореализации людей с ограниченными возможностями;

Задачи: 1) ознакомить и способствовать практическому овладению навыков саморегуляции;

               2) способствовать снижению уровня тревожности.

 

              1) звукотерапия;

              2) комплекс релаксационных упражнений по Шульцу;

              3) аутогенная тренировка с элементами му.......
Скачать статью полностью!
Категория: Программы | Добавил: Irina (11.02.2011)
Просмотров: 1699 | Теги: реабилитации людей с ограниченными, мир психологии, реабилитация | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024